АО «Центр Информатизации РМ» - Проблемы мордовской диаспоры.

Электроника

 
15 | 10 | 2024
Подписка

Проблемы мордовской диаспоры.

6.1. Осмысление проблемы диаспор стало весьма актуально в начале XXI в., в связи с  демографической ситуацией в России и ее национальных регионах.

Термин «диаспоральные народы», распространяется на ту часть населения, которая не имеет своей государственности на территории России, и нерусских народов, проживающих за пределами «своих» республик. Среди основных характеристик диаспор, как правило, выделяют следующие основные характеристики:

- наличие и поддержание коллективной памяти, представления и мифа о «первичной родине»;

- фактор доминирующего общества (или среды существования диаспоры) и отсюда сохраняющееся чувство отчужденности от этого общества;

- романтическая (ностальгическая) вера в родину предков и убеждение в необходимости коллективно служить ее сохранению.

Обычно под «родиной» понимается регион или страна, где сформировался историко-культурный облик диаспорной группы и где продолжает жить основной культурно схожий массив.

6.2. Термин «диаспора» по-гречески означает рассеяние или пребывание значительной части народа вне основного исторического района его происхождения. Чаще всего данное понятие употребляется по отношению к той части людей, которая проживает за пределами своей страны. Это так называемая «внешняя диаспора». Распространённым становится и использование слова для обозначения этнической общности, длительное время находящейся внутри страны, но вдали от своей исторической родины в инонациональном пространстве, тем не менее, продолжающей относить себя
к своему этносу – «внутренняя диаспора».

6.3. Под термином «мордовская диаспора» или «этнотерриториальные группы» мордовского народа подразумевается та часть этноса, которая сосредоточена вне территории его национальной государственности. Это – рассеянная его часть, живущая дисперсно или относительно компактно в других районах страны в межнациональной среде.

6.4. Обратим внимание на следующие цифры и факты:

По результатам переписи 1989 года 72,8 % мордвы, проживало за пределами Мордовии и только 27,2% - на территории Республики Мордовия.

А в 2010 году за пределами Республики Мордовия проживало уже только 55,3% мордовского населения.

А в 2021 году - мордва в Мордовии  (58,67%). В других регионах 200 тыс.  (41,33%).

Кто не в теме, тот может подумать, что в Мордовии наблюдается более значительный рост численности эрзян и мокшан, чем в других местах компактного проживания мордвы. Но это не так. Просто диаспора ассимилирует более стремительно. Не быстро, а стремительно.

Проблема сохранения мокшанского и эрзянского языков за пределами Мордовии, где проживает чуть менее половины мордовского населения РФ вызывает серьезную озабоченность.

6.5. Эта проблема возникла не сегодня. История мокша и эрзя народов сложилась так, что эти народы оказались разбросанными по всей территории России. (см. ареал_расселения_мордвы).

Причины образования мордовской диаспоры  – разные: это переселенческая политика в годы реализации Столыпинской аграрной реформы; гражданская война; голод 1921-22 гг.; переселение (выселение) в годы коллективизации и индустриализации страны; политические репрессии; «вербовки» населения в послевоенный период в различные регионы страны вследствие малоземелья; освоение целинных и залежных земель страны; всесоюзные гигантские стройки послевоенных пятилеток и т.д.

6.6. Особенно серьёзную обеспокоенность вызывает ограниченность возможностей для детей мордовской национальности в регионах Российской Федерации обучаться на родном языке. Как отмечается в резолюции VI Съезда мордовского народа «только в 7 регионах России дети имеют возможность изучать родной язык».

Для примера возьмем мордву Башкирии. Обратимся к цифрам, чтобы видеть, как решалась проблема обучения на родном языке для мордовской диаспоры в регионе за прошедшие 15-20 лет.

Для сравнения: по данным Министерства образования Республики Башкортостан число учреждений по языку обучения в 2003/2004 году, кроме башкирского и русского языков: на татарском – 455 школ (16080 учащихся), на марийском – 120 школ (4308 учащихся), на чувашском – 32 школы (994 учащихся), на удмуртском – 22 школы (358 учащихся).

На мордовских языках нет ни одного учреждения. О положении дел в более позднем времени (2017 г.) можно прочитать в научной статье Н.Г. Искужиной «Языковая ситуация в республике Башкортостан на современном этапе». (см. Искуж).

«В Республике Башкортостан со сложным национальным и этнолингвистическим составом созданы все условия для развития языков всех компактно живущих этносов. В республике распространено активное двуязычие, как в сельской местности, так и в городах. Три языка русский, башкирский и татарский обладают широкими социальными функциями: русский как государственный язык России и Башкортостана, башкирский как государственный язык в Республике Башкортостан; татарский как функционально развитый язык. Меньшими социальными и коммуникативными функциями наделены чувашский, марийский, удмуртский, «мордовский», украинский и немецкий языки. Более узкими функциями обладают белорусский и латышский языки».

Заметим, что в Башкортостане и Татарстане нерусским языкам из других российских регионов проявляется гораздо больше заботы, чем в других регионах РФ. (Кстати: а известно ли автору статьи, что мордовского языка не существует? Есть мокшанский и эрзянский).

Читаем дальше. «Национальный состав населения Башкортостана по переписи 2010 г. в численном соотношении можно представить следующим образом: при общем населении 4072292 человека русские составляют 1 432 906 (36 %), башкиры — 1 172 287 (29,5 %), татары — 1 009 295 (25,4 %), чуваши — 107 450 (2,7 %), марийцы — 103 688 (2,6 %), удмурты — 21 477 (0,5 %), мордва — 20 300 (0,5 %), латыши — 1117 (0,03 %), евреи — 1900 (0,05 %).»

Т.е. мордвы примерно было столько же, сколько и удмуртов. (Которые, в отличие от эрзян и мокшан еще в 2004 году в РБ изучали родной язык не только как предмет). В 18 раз больше, чем латышей и в 11 раз больше чем евреев (евреи и латыши не проживают компактно). «Лингвистическая ситуация РБ характеризуется тремя основными («большими») языками — русским как государственным языком РФ, башкирским «титульным», используемым в официально-деловом общении, и татарским, на котором говорит 24,8 % населения; десятью «второстепенными» языками компактно проживающих этносов в РБ (чувашский, марийский, мордовский, удмуртский, украинский, белорусский, латышский, эстонский, немецкий, казахский). Полное среднее образование в школах республики осуществляется на шести языках: русском, башкирском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском. В качестве предмета изучаются восемь языков: «мордовский», латышский, греческий, польский, …».

Т.е. «мордовский» язык опять рядом не с удмуртским (равная численность в регионе), а с греческим, польским… И это в Башкирии. В других регионах РФ ситуация для мокшанского и эрзянского языков еще хуже.

6.7. Сегодня есть возможность объединения организаций, связанных с национальной проблематикой, и создания национально-культурных автономий. Этому способствует и принятый в 1996 году федеральный закон о национально-культурных автономиях.

В настоящее время во многих регионах России, где компактно проживают мокшане и эрзяне, созданы и действуют национально-культурные автономии. Однако не все мордовские национально-культурные автономии, действующие в регионах России, сумели выстроить свою работу на должном уровне. С одной стороны, здесь проявляются существенные недостатки федерального закона о национально-культурной автономии (непроработанность механизма финансирования), а с другой - различные противоречия субъективного характера в самих автономиях. Поэтому неудивительно, что нередко местные власти становятся на позиции неприятия любых инициатив национальных общин, что проявляется, в первую очередь, в инертности, равнодушии, волоките, бюрократизме местных властей при рассмотрении любого, даже вполне разрешимого вопроса.